Новости Томской епархии

Высокий русский иконостас как достояние Церкви

Высокий русский иконостас как достояние Церкви

В последнее воскресенье июля прихожане Богородице-Алексиевского монастыря и другие православные томичи собрались в Трехсвятительском храме обители на третью встречу курса интерактивных лекций «Исихазм и русская художественная культура».

Беседы, инициатором проведения и ведущим которых стал иеромонах Амвросий (Кузнецов), начались с 17 июля – дня памяти святого иконописца Андрея Рублева и приурочены к 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

Очередная встреча была посвящена теме «Формирование Высокого русского иконостаса». Предваряя беседу, отец Амвросий заметил, что практическая задача курса – «разобраться в том, что является духовной основой в древнерусском иконописном искусстве», и понять, как молитвенный опыт отражается в иконописных образах. Тем самым помочь заинтересованному человеку с помощью православной иконы совершать новые шаги по пути «умного делания», составляющего основу исихастской традиции.

– На предыдущих двух занятиях, - напомнил священник, - мы успели разобрать основные положения исихазма: как эта практика помогает человеку в деле спасения, коснулись истории возникновения и направлений развития исихазма. Затем поговорили о таком явлении как «Богословие иконы». Две важнейшие категории этого направления богословской мысли ‒ Образ и Свет. Икона возникла, прежде всего, как вещественное подтверждение христианского Откровения о Богоявлении – пришествии в мир Христа – воплотившегося Образа Небесного Отца. Помимо этого, на иконах изображаются святые и мир Божий – преображенный, Светоносный духовный мир, каким его в идеале задумал Бог.

Лекцию о Высоком русском иконостасе сопровождала презентация с многочисленными фотографиями иконостасов православных храмов. Речь шла о становлении и развитии православного иконостаса, от Византии до современности, стилевых и других особенностях «собраний икон» как древних храмов Руси, так и томских церквей. Касаясь церковных росписей, участники встречи поддержали ведущего в том, что при новой росписи художникам стоит соразмерять изображения с иконостасами, которые призваны оставаться смысловыми центрами храмов.

 Некоторые размышления отца Амвросия звучали особенно актуально.

– Русский высокий иконостас, - отметил священник, - как это ни парадоксально, является особым выражением именно национальной художественной культуры. Такого иконостаса, как в России, - в столь развернутом, величественном виде и многообразии не знает не только христианский Запад, но и христианский Восток. И в Палестине, и в Византии иконостасы более скромны, чем у нас, в северных русских землях. Это – наше отечественное достояние.

Слушатели узнали о стилистических особенностях иконостасов разных храмов России – Успенского собора Московского Кремля, Исакиевского собора в Санкт-Петербурге, самого западного в стране Казанского храма Божией Матери в поселке Янтарный Калининградской области и многих других.

Особенное внимание лектор уделил иконостасам томского монастыря: Трехсвятительский храм оформлен в Византийском стиле, а алтарная преграда главного Казанского храма, по мнению отца Амвросия, который служит в обители уже более двадцати лет, «являет собой буквально манифестацию исихастской традиции». Выражается это в соблюдении традиционной структуры иконостаса и особенно – в выборе отдельных икон.

– Храм – монастырский, а монахи по своему призванию должны заниматься молитвой, – подчеркнул батюшка. – Иконы напрямую  обращают нас именно к молитвенной, исихастской, духовной практике.

Так, на столбцах по сторонам Царских врат, где обычно изображают святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, мучеников, в храме мужской обители изображены отцы корпуса «Добротолюбия»: святители Григорий Палама, Исихий Иерусалимский, преподобные Исаак Сирин, Иоанн Лествичник. А на иконах – древние святые преподобные Антоний и Пахомий Великие, Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Обсуждение проходило в живом общении: слушатели задавали вопросы и высказывали свои мнения. При этом было очевидно, что тема лекции очень близка отцу Амвросию и, как выяснилось, имеет многолетнюю предысторию.

– В период возрождения церковной жизни мне пришлось служить более чем на двадцати приходах, и в большинстве из них надо было сооружать иконостасы, – поделился батюшка. – Только в Томске участвовал в воплощении семи – и эскизы для них, и частично сами иконостасы мастерил. А еще в Калининграде, Твери, на Чукотке, в Магадане, на Колыме. Эта тема длится для меня более сорока лет – с детства, и я могу до бесконечности что-то вспоминать.

В этом году отец Амвросий окончил Томскую духовную семинарию, посвятив квалификационную работу духовному осмыслению церковного искусства. Ее тема – «Исихастская традиции русской средневековой иконописи в работах отечественных исследователей второй половины ХХ века».

А ранее с участниками молодежных встреч в монастыре священник провел курс «История иконописи». Изменив формат и объединив его содержание с учетом исихастской проблематики, отец Амвросий нашел возможность познакомить с древнерусской художественной культурой более широкую аудиторию.

В курсе лекций «Исихазм и русская художественная культура» примут участие и другие томские специалисты в области иконописи. На одном из занятий опытом создания икон с прихожанами уже поделился иконописец Николай Трофимов, который за последнее десятилетие обогатил монастырский храм множеством иконописных образов «древнерусского извода». Ближайшая встреча планируется с участием искусствоведа Ирины Евтихиевой с лекцией о Сибирской иконе.

В течение предстоящих воскресных бесед томичи смогут глубже узнать об истории формирования и изучения русского религиозного искусства и его важнейших представителях, а также об отечественных и зарубежных центрах русской иконописи.

Встречи начинаются в 15.30 в Трехсвятительском храме.

Ирина Киселева

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

В Томске официально открылись XVIII Макариевские образовательные чтения
07.11.2025
8

В Томске официально открылись XVIII Макариевские образовательные чтения

6 ноября в конференц-зале областной библиотеки им. А.С. Пушкина состоялось торжественное открытие Макариевских чтений.

Свой первый юбилей отметил  Клуб ревнителей памяти святителя Макария (Невского)
07.11.2025
10

Свой первый юбилей отметил Клуб ревнителей памяти святителя Макария (Невского)

5 ноября в Церковно-культурном центре Богородице-Алексиевского монастыря состоялось пятое, юбилейное, заседание Клуба ревнителей памяти святителя Макария (Невского).

Популярные новости

Историю томского Знаменского храма раскрыли в новом документальном фильме проекта «Свято место»
01.10.2025
375
Новости прихода

Историю томского Знаменского храма раскрыли в новом документальном фильме проекта «Свято место»

Историю томского Знаменского храма раскрыли в новом документальном фильме проекта «Свято место»

В храме с. Новониколаевка отметили престольный праздник
13.09.2025
130
Новости епархии

В храме с. Новониколаевка отметили престольный праздник

Томская епархия

12 сентября, в день празднования перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил праздничную Божественную литургию и Крестный ход в Александро-Невском храме с. Новониколаевка А